Почему разорилась Яндекс.Диспетчерская? Чего ждать дальше?

Первые рабочие дни нового, 2019 года ознаменовались новостью, взбудоражевшей рынок автобусных перевозок. 17 января за подписью генерального директора Яндекс.Автобусов Михаила Томшинского перевозчикам были разосланы уведомления о прекращении договоров в одностороннем порядке с 18 февраля 2019 г. Речь, правда, шла только о сервисе Яндекс.Диспетчерская. Сами Яндекс.Автобусы продолжают работать в России (в Беларуси проект закрыли полностью). Но чего ожидать от них дальше? И вообще насколько надежны ведущие игроки онлайн-продаж автобусных билетов? Ведь, со слов самого Яндекса, они разорвали договор с сотней перевозчиков, каждый из которых вложил немало сил в освоение нового для него сервиса и потерял много времени для завоевания своей доли на онлайн рынке. Теперь им придется начинать все сначала и пытаться догнать своих конкурентов, успевших наладить эффективные продажи электронных билетов. Как перевозчику рассмотреть «грабли» в зарослях онлайна?

В своих публикациях от 18 и 21 января 2019 г. газета Коммерсантъ привела официальный ответ пресс-службы Яндекса о причине закрытия Яндекс.Диспетчерской: «К сожалению, экономическая эффективность этого сервиса не оправдала наших ожиданий, поэтому мы решили его закрыть».

В бизнесе официальная версия громких событий далеко не всегда отвечает реальному положению дел. Но в данном случае никто из игроков этого рынка, в том числе и прямых конкурентов разорившегося сервиса, в ней не усомнился. Однако, разорение — следствие, а в чем истинная причина?

Если в поисках ответа свести воедино все факты и комментарии этого события участниками рынка, то напрашивается вывод, что команду Яндекс.Диспетчерской подвело отсутствие опыта. Этот сервис появился только в июле 2017 г. К тому времени самому проекту Яндекс.Автобусы было всего 6 месяцев отроду. Заметим, что во главе проекта с самого начала стояли опытные профессионалы, успешно внедрившие во многих регионах России Яндекс.Такси. Значит, уместно вести речь не об отсутствии опыта в ведении бизнеса вообще, а о дефиците опыта в сфере автобусных перевозок в России.

Кто опытнее?

Поэтому давайте рассмотрим каким опытом работы по продаже билетов онлайн на российском рынке пассажирских автоперевозок обладают другие ведущие игроки. Пойдем от младших, к старшим.

Яндекс.Автобусы запустился в январе 2017 года.

Сайт Туту.ру Автобусы продал свой первый электронный автобусный билет в мае 2016 г. До этого Туту занималось только продажей железнодорожных и авиабилетов, а так же туристических путевок.

Сервис Unitiki начал продажи в марте 2015 г.

БАСФОР свой первый электронный билет за рубли продал также в марте 2015 г. Стартовая версия сайта для России появилась чуть раньше, но она работала на основе украинской системы (БАСФОР пришел на российский рынок с Украины). Даже цены на билеты в первой российской версии стояли в гривнах.

Рос-Билет ру начал свои продажи онлайн в декабре 2013 года.

Кто сколько зарабатывает?

Как известно, в открытом доступе находятся данные РОССТАТа и ФНС по финансовой отчетности.

Сервис Яндекс.Диспетчерская не являлся юридическим лицом, а входил в ООО «ЯНДЕКС.АВТОБУСЫ». За 2017 г. его расходы превысили доходы в 1,53 раза. По данным ФНС его убыток составил 7 765 000 руб. Мы не располагаем данными о том, какой удельный вес в этих убытках принесла конкретно Диспетчерская. Но есть основания для предположения о том, что размер реальных убытков был значительно больше, поскольку в ООО «ЯНДЕКС. АВТОБУСЫ» числится всего один сотрудник, а над программным обеспечением для проекта явно трудилось несколько высококвалифицированных (и, соответственно, высокооплачиваемых) программистов, а так же маркетологов, дизайнеров, менеджеров и т.д.

Туту.ру Автобусы тоже не является отдельным юрлицом. Оно входит в ООО «НОВЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ», зарегистрированное за 15 месяцев раньше запуска ими автобусного направления. В 2017 г. по данным ФНС у ООО «НТТ» доходы превысили расходы на 6,52%. Однако, нам также неизвестно насколько рентабельным было именно автобусное направление, т. к. Туту издавна специализировались на продаже электронных билетов на железную дорогу, самолеты и туристические путевки.

Сервис Unitiki в конце сентября 2017 г. сменил свое юридическое лицо на ООО «ЮНИТИКИ» и данные финансовой отчетности за этот год нам найти не удалось.

По данным РОССТАТа в финансовой отчетности у ООО БАСФОР за 2017 г. расходы в 1,98 раза превышают доходы. По данным, предоставленным ФНС за этот год убыток БАСФОРа составил 239 254 000 рублей.

По тем же источникам, у Рос-Билет ру, зарегистрированного как ООО РУС-БИЛЕТ, в 2017 г. доходы превысили расходы на 11,51%.

Кто стоит за фирмами?

Поскольку в последнее время международные отношения России с европейскими странами не становятся лучше, а политика все плотней переплетается с экономикой, уместно будет коснуться и национальной принадлежности учредителей. Считаю это важным потому, что пару лет назад один из ведущих продавцов автобусных онлайн-билетов, вероятно, чтобы не попасть под санкции, вынужден был официально свернуть свои продажи билетов на Крым (кстати, ни одного рейса на Донбасс он тоже никогда не продавал). Конечно, маловероятно, что у российского правительства лопнут нервы и оно введет ограничения для бизнеса с иностранными корнями, но береженого Бог бережет.

Учредителями ООО «ЯНДЕКС.АВТОБУСЫ» являются юридические лица, зарегистрированные в России.

Владельцами Туту.ру Автобусы также являются российские юрлица.

Единственным учредителем Unitiki (ООО «ЮНИТИКИ»), является кипрская Частная акционерная компания с ограниченной ответственностью ФЕБРИЯ ЛИМИТЕД.

Также единственный учредитель и тоже с Кипра у ООО БАСФОР — Компания с ограниченной ответственностью АНИФОРИУС ХОЛДИНГ ЛИМИТЕД

Рос-Билет ру (ООО РУС-БИЛЕТ) учредили граждане России.

Что касается стопроцентных иностранцев-новичков BlaBlaCar и FlixBus, также объявивших о своих намерениях продавать электронные билеты на российские автобусы, то их просто не рассматриваю, потому, что и рассматривать-то еще нечего.
В своем кратком обзоре я вовсе не претендую на то, что предоставил исчерпывающие критерии рисков, которым подвергают себя и своих перевозчиков ведущие онлайновые агенты. Тем более, что иногда они делают весьма странные ходы. Например, Рос-Билет запустил для перевозчиков франшизу, которую авторитетный эксперт в этой области, журнал Франчайзи считает слишком дорогой. А проект Яндекс.Автобусы пытается привить на российскую почву опыт немецкого FlixBus.

Чего ждать дальше?

Как видим, сегодняшний российский рынок онлайн-продаж представляет из себя очень пеструю картину. И, в данном случае, лично я не беру на себя ответственности прогнозировать его развитие, но полагаю, что разорение Яндекс.Диспетчерской только начало. Напишите свое мнение в комментариях — кто следующий?

Сергей Назаров, редактор МАП.

PS. Через полтора месяца после объявления о банкротстве Яндекс.Диспетчерской взорвалась еще одна сенсация — Митранс объявил о начале практической реализации концепции единой федеральной системы мониторинга и контроля пассажирских перевозок (ЕФС МКПП). Она предусматривает полный переход на электронные билеты и кардинальный передел всех отношений в междугородних автобусных перевозках. Предлагаем познакомиться с нашим комментарием и самим текстом ЕФС МКПП.

PS2. Как и предполагал, Яндекс.Диспетчерская только открыла список разорившихся агрегаторов. В конце сентября 2019 г. стало известно, что разорился БАСФОР. Рассказываем как это произошло.

Почему разорилась Яндекс.Диспетчерская? Чего ждать дальше?: 8 комментариев

  1. Vova74

    А чо тут думать? Кто самый убыточный, тот первый и помрет! Как вообще можно существовать с убытком 240 лимонов??? Это ж целый автопарк!!!

    1. Микстура

      они скупают всех налево и направо. это затраты а показан как убыток. консолидаторы хреновы

      1. Петренко Алексей

        Если вы про покупку Авибуса и ТКВЦ — то это уже в 2018 году было. А в 2017 (убыток которого в статье указан) они не чего не скупали. В 18 году убыток будет видимо еще больше! Или я на знаю чего-то?

      2. Ром

        Яндексавтобусы тоже считали, что делают для своей Диспетчерской полезные затраты, которые принесут ей прибыль. Но оказалось, что эти затраты принесли не прибыль, а убыток, разоривший-таки, Диспетчерскую, а может и весь их проект по автобусам. Так и чем отличается ситуация с Басфором?

  2. Й

    Все эти агрегаторы ЖУЛИКИ. Я как человек из отрасли говорю (руководитель вокзала). Даже из этой статьи видно:

    Один закрывает проект и как его контерагентам жить дальше ему пофигу (хотя этим нелегалам так и надо).

    Другой кучу инвистиций собрал и сидит с кассоым разрывом. А когда помрет многих за собой утяне, ой вспомните вы мои слова! И главное не найдете вы его не когда, он уже паспорт кипрский сделал, явно чтобы концы в воду засунить.

    Третий тоже на чужих инвистициях и тоже на Кипре, таже схема!

    Четвертый пытается впихнуть свою франшизу и нагреть каждого перевозчика на 500 тысяч!

    ЖУЛЬЕ!!!

    1. Александр

      Как директор вокзала, дайте совет , как организовать поездки межгород на своём автобусе и работать с вокзалами без карты маршрута регулярных перевозок, а по заказ-наряду или договору фрахтования 89771618869. Готов сотрудничать межгород , любое направление из Москвы и в Москву

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


семь + = 15