Первые рабочие дни нового, 2019 года ознаменовались новостью, взбудоражевшей рынок автобусных перевозок. 17 января за подписью генерального директора Яндекс.Автобусов Михаила Томшинского перевозчикам были разосланы уведомления о прекращении договоров в одностороннем порядке с 18 февраля 2019 г. Речь, правда, шла только о сервисе Яндекс.Диспетчерская. Сами Яндекс.Автобусы продолжают работать в России (в Беларуси проект закрыли полностью). Но чего ожидать от них дальше? И вообще насколько надежны ведущие игроки онлайн-продаж автобусных билетов? Ведь, со слов самого Яндекса, они разорвали договор с сотней перевозчиков, каждый из которых вложил немало сил в освоение нового для него сервиса и потерял много времени для завоевания своей доли на онлайн рынке. Теперь им придется начинать все сначала и пытаться догнать своих конкурентов, успевших наладить эффективные продажи электронных билетов. Как перевозчику рассмотреть «грабли» в зарослях онлайна?
В своих публикациях от 18 и 21 января 2019 г. газета Коммерсантъ привела официальный ответ пресс-службы Яндекса о причине закрытия Яндекс.Диспетчерской: «К сожалению, экономическая эффективность этого сервиса не оправдала наших ожиданий, поэтому мы решили его закрыть».
В бизнесе официальная версия громких событий далеко не всегда отвечает реальному положению дел. Но в данном случае никто из игроков этого рынка, в том числе и прямых конкурентов разорившегося сервиса, в ней не усомнился. Однако, разорение — следствие, а в чем истинная причина?
Если в поисках ответа свести воедино все факты и комментарии этого события участниками рынка, то напрашивается вывод, что команду Яндекс.Диспетчерской подвело отсутствие опыта. Этот сервис появился только в июле 2017 г. К тому времени самому проекту Яндекс.Автобусы было всего 6 месяцев отроду. Заметим, что во главе проекта с самого начала стояли опытные профессионалы, успешно внедрившие во многих регионах России Яндекс.Такси. Значит, уместно вести речь не об отсутствии опыта в ведении бизнеса вообще, а о дефиците опыта в сфере автобусных перевозок в России.
Кто опытнее?
Поэтому давайте рассмотрим каким опытом работы по продаже билетов онлайн на российском рынке пассажирских автоперевозок обладают другие ведущие игроки. Пойдем от младших, к старшим.
Яндекс.Автобусы запустился в январе 2017 года.
Сайт Туту.ру Автобусы продал свой первый электронный автобусный билет в мае 2016 г. До этого Туту занималось только продажей железнодорожных и авиабилетов, а так же туристических путевок.
Сервис Unitiki начал продажи в марте 2015 г.
БАСФОР свой первый электронный билет за рубли продал также в марте 2015 г. Стартовая версия сайта для России появилась чуть раньше, но она работала на основе украинской системы (БАСФОР пришел на российский рынок с Украины). Даже цены на билеты в первой российской версии стояли в гривнах.
Рос-Билет ру начал свои продажи онлайн в декабре 2013 года.
Кто сколько зарабатывает?
Как известно, в открытом доступе находятся данные РОССТАТа и ФНС по финансовой отчетности.
Сервис Яндекс.Диспетчерская не являлся юридическим лицом, а входил в ООО «ЯНДЕКС.АВТОБУСЫ». За 2017 г. его расходы превысили доходы в 1,53 раза. По данным ФНС его убыток составил 7 765 000 руб. Мы не располагаем данными о том, какой удельный вес в этих убытках принесла конкретно Диспетчерская. Но есть основания для предположения о том, что размер реальных убытков был значительно больше, поскольку в ООО «ЯНДЕКС. АВТОБУСЫ» числится всего один сотрудник, а над программным обеспечением для проекта явно трудилось несколько высококвалифицированных (и, соответственно, высокооплачиваемых) программистов, а так же маркетологов, дизайнеров, менеджеров и т.д.
Туту.ру Автобусы тоже не является отдельным юрлицом. Оно входит в ООО «НОВЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ», зарегистрированное за 15 месяцев раньше запуска ими автобусного направления. В 2017 г. по данным ФНС у ООО «НТТ» доходы превысили расходы на 6,52%. Однако, нам также неизвестно насколько рентабельным было именно автобусное направление, т. к. Туту издавна специализировались на продаже электронных билетов на железную дорогу, самолеты и туристические путевки.
Сервис Unitiki в конце сентября 2017 г. сменил свое юридическое лицо на ООО «ЮНИТИКИ» и данные финансовой отчетности за этот год нам найти не удалось.
По данным РОССТАТа в финансовой отчетности у ООО БАСФОР за 2017 г. расходы в 1,98 раза превышают доходы. По данным, предоставленным ФНС за этот год убыток БАСФОРа составил 239 254 000 рублей.
По тем же источникам, у Рос-Билет ру, зарегистрированного как ООО РУС-БИЛЕТ, в 2017 г. доходы превысили расходы на 11,51%.
Кто стоит за фирмами?
Поскольку в последнее время международные отношения России с европейскими странами не становятся лучше, а политика все плотней переплетается с экономикой, уместно будет коснуться и национальной принадлежности учредителей. Считаю это важным потому, что пару лет назад один из ведущих продавцов автобусных онлайн-билетов, вероятно, чтобы не попасть под санкции, вынужден был официально свернуть свои продажи билетов на Крым (кстати, ни одного рейса на Донбасс он тоже никогда не продавал). Конечно, маловероятно, что у российского правительства лопнут нервы и оно введет ограничения для бизнеса с иностранными корнями, но береженого Бог бережет.
Учредителями ООО «ЯНДЕКС.АВТОБУСЫ» являются юридические лица, зарегистрированные в России.
Владельцами Туту.ру Автобусы также являются российские юрлица.
Единственным учредителем Unitiki (ООО «ЮНИТИКИ»), является кипрская Частная акционерная компания с ограниченной ответственностью ФЕБРИЯ ЛИМИТЕД.
Также единственный учредитель и тоже с Кипра у ООО БАСФОР — Компания с ограниченной ответственностью АНИФОРИУС ХОЛДИНГ ЛИМИТЕД
Рос-Билет ру (ООО РУС-БИЛЕТ) учредили граждане России.
Что касается стопроцентных иностранцев-новичков BlaBlaCar и FlixBus, также объявивших о своих намерениях продавать электронные билеты на российские автобусы, то их просто не рассматриваю, потому, что и рассматривать-то еще нечего.
В своем кратком обзоре я вовсе не претендую на то, что предоставил исчерпывающие критерии рисков, которым подвергают себя и своих перевозчиков ведущие онлайновые агенты. Тем более, что иногда они делают весьма странные ходы. Например, Рос-Билет запустил для перевозчиков франшизу, которую авторитетный эксперт в этой области, журнал Франчайзи считает слишком дорогой. А проект Яндекс.Автобусы пытается привить на российскую почву опыт немецкого FlixBus.
Чего ждать дальше?
Как видим, сегодняшний российский рынок онлайн-продаж представляет из себя очень пеструю картину. И, в данном случае, лично я не беру на себя ответственности прогнозировать его развитие, но полагаю, что разорение Яндекс.Диспетчерской только начало. Напишите свое мнение в комментариях — кто следующий?
Сергей Назаров, редактор МАП.
PS. Через полтора месяца после объявления о банкротстве Яндекс.Диспетчерской взорвалась еще одна сенсация — Митранс объявил о начале практической реализации концепции единой федеральной системы мониторинга и контроля пассажирских перевозок (ЕФС МКПП). Она предусматривает полный переход на электронные билеты и кардинальный передел всех отношений в междугородних автобусных перевозках. Предлагаем познакомиться с нашим комментарием и самим текстом ЕФС МКПП.
PS2. Как и предполагал, Яндекс.Диспетчерская только открыла список разорившихся агрегаторов. В конце сентября 2019 г. стало известно, что разорился БАСФОР. Рассказываем как это произошло.
А чо тут думать? Кто самый убыточный, тот первый и помрет! Как вообще можно существовать с убытком 240 лимонов??? Это ж целый автопарк!!!
Да легко, они инвесторов цедят https://ain.ua/2016/10/27/servis-s-ukrainskimi-kornyami-busfor-privlek-20-mln-ot-rossijskix-investorov/
ХА, на 20 милионов долларов можно лет 20 припеваючи жить!!
они скупают всех налево и направо. это затраты а показан как убыток. консолидаторы хреновы
Если вы про покупку Авибуса и ТКВЦ — то это уже в 2018 году было. А в 2017 (убыток которого в статье указан) они не чего не скупали. В 18 году убыток будет видимо еще больше! Или я на знаю чего-то?
Яндексавтобусы тоже считали, что делают для своей Диспетчерской полезные затраты, которые принесут ей прибыль. Но оказалось, что эти затраты принесли не прибыль, а убыток, разоривший-таки, Диспетчерскую, а может и весь их проект по автобусам. Так и чем отличается ситуация с Басфором?
Все эти агрегаторы ЖУЛИКИ. Я как человек из отрасли говорю (руководитель вокзала). Даже из этой статьи видно:
Один закрывает проект и как его контерагентам жить дальше ему пофигу (хотя этим нелегалам так и надо).
Другой кучу инвистиций собрал и сидит с кассоым разрывом. А когда помрет многих за собой утяне, ой вспомните вы мои слова! И главное не найдете вы его не когда, он уже паспорт кипрский сделал, явно чтобы концы в воду засунить.
Третий тоже на чужих инвистициях и тоже на Кипре, таже схема!
Четвертый пытается впихнуть свою франшизу и нагреть каждого перевозчика на 500 тысяч!
ЖУЛЬЕ!!!
Как директор вокзала, дайте совет , как организовать поездки межгород на своём автобусе и работать с вокзалами без карты маршрута регулярных перевозок, а по заказ-наряду или договору фрахтования 89771618869. Готов сотрудничать межгород , любое направление из Москвы и в Москву